Готовь
сани летом или как подготовить к зиме радиатор отопления?
Рынок отопительных радиаторов в России сегодня
более чем насыщен: большой выбор приборов в любой ценовой
категории и с любым набором технических характеристик. Однако
достаточно много потребителей готовы скорее смонтировать радиатор
«своими руками», чем заплатить за эту работу профессионалам.
И о том, что каждый год необходимо проводить профилактические
работы, чтобы быть уверенным, что отопительный прибор не потечет,
задумываются тоже, к сожалению, не многие. А зря: своевременная
профилактика способна существенно продлить срок службы радиатора.
Ежегодное сервисное обслуживание радиаторов — тема нашей беседы
с ведущим инженером отдела технического консалтинга компании
«Терморос» Владиславом Бугловым.
— Что включает в себя понятие «подготовка радиатора к
зиме»? За какими параметрами, влияющими на эффективность их
работы нужно следить?
— По опыту, и не всегда положительному, профилактику отопительных
приборов необходимо проводить один раз в год после окончания
отопительного сезона.
Обычно эта процедура выглядит следующим образом. Визуальная
оценка по внешним признакам возможна только для стальных радиаторов:
у них начинает облупливаться краска и появляются на поверхности
ржавые точки — это первый признак возможного «свища». Для
точной диагностики состояния отопительного прибора необходимо
отсоединить радиатор от системы отопления и оценить состояние
его внутренней поверхности. Эту процедуру должен выполнять
профессионал сервисного центра. Грязь, окалина, ржавчина,
присутствующие в центральных системах отопления и попадающие
в прибор в процессе его эксплуатации, — это основные причины
нарушения гидравлических и тепловых режимов. Чтобы удалить
эти отложения, производится промывка радиатора. Далее при
помощи специального ручного или электрического насоса (например
Rothenberger, Rems) производится опрессовка отопительного
прибора давлением равным рабочему давлению системы — 10 атм.
Но не более! Не надо пытаться поднимать давление до испытательного.
Металл, как и люди, устает. После успешно проведенного гидравлического
испытания обязательно составляется акт, в котором ставят свои
подписи исполнитель и заказчик. После монтажа в радиатор желательно
залить специальную жидкость — снять накипь с внутренней поверхности
прибора.
— Из Вашей практики, с каким оборудованием возникает больше
осложнений и чем они вызваны? Наиболее уязвимые места отопительных
приборов?
— Особенно это касается стальных и биметаллических радиаторов
со стальной трубой. Стальные радиаторы, если они подсоединены
напрямую к тепловым сетям, служат мало — 2–3 года. Срок службы
стальных радиаторов напрямую зависит от качества воды, так
как они наиболее подвержены коррозии. К сожалению, водоподготовка
в централизованных системах оставляет желать лучшего. В новостройках
часто делают так называемую независимую схему, т.е. через
теплообменник на прибор выходит собственная вода, прошедшая
свою химподготовку. В такие системы или в частные дома можно
ставить стальные радиаторы, и они служат намного дольше, разумеется,
при правильной эксплуатации системы отопления.
По той же причине некачественной воды я не советую ставить
в системе центрального отопления термостаты. Маленькое сечение
обеспечивает узкий проход воде и, соответственно, если забилась
какая-то окалина, отопительный прибор перестает работать.
Ко всему прочему у термостатов большое сопротивление и их
самостоятельная установка может привести к, мягко говоря,
неправильной работе отопительного прибора. Это не антиреклама
термостатической арматуры. Ее надо устанавливать, но этот
вопрос должен решаться на стадии разработки проекта системы
отопления, а не во время ремонта квартиры в «хрущевке».
Что касается алюминиевых радиаторов, то обязательно (и это
указанно в техпаспорте любого из них) открывать на лето воздушный
клапан, конечно же предварительно закрыв запорную арматуру.
Дело в том, при контакте алюминия с водой происходит выделение
водорода, что может привести, при закрытом воздушном клапане,
к разрыву радиатора. Повторю, что это происходит потому, что
клиенты элементарно не читают условия эксплуатации, и если
следить за радиатором, ничего не случится. Что касается медно-алюминиевых
отопительных приборов, например, JAGA Low-H2O, они хорошо
зарекомендовали себя в процессе эксплуатации. Медь не подвержена
коррозии и разрыв может произойти только при очень больших
нагрузках. По поводу медно-алюминиевых приборов существует
распространенное среди неспециалистов заблуждение, якобы есть
опасность электрохимической коррозии, так как медный теплообменник
подсоединен к стальным трубам системы отопления. Во-первых,
медные трубки теплообменника соединены латунным коллектором,
во-вторых, между трубами системы отопления и прибором стоит
запорная арматура, которая также изготовлена из латуни. Хочу
сделать акцент на еще одном важном преимуществе приборов отопления
JAGA Low-H2O. Если он правильно смонтирован и подключен, клиент
может промыть его самостоятельно: просто снять и отнести в
ванну.
— В случае возникновения экстренной ситуации (например,
прорыв отопительного прибора с вытекающими отсюда последствиями:
порчей имущества и т.д.) кто должен нести ответственность
и возмещать убытки?
— Я уже говорил об акте гидростатических испытаний, который
сервисная фирма обязана предоставить, и не только после профилактики,
но и при первоначальной установке прибора. Клиенты это должны
знать и требовать. Хотя больше в этом заинтересована сама
организация: если с прибором что-то произошло, то акт подтверждает,
что радиатор находился в исправном состоянии. К сожалению,
в наших тепловых сетях распространено такое явление как гидроудары.
Претензии клиента в этом случае обращаются к эксплуатирующей
организации, т.е. к теплосети. Сервисная, монтажная фирма
несет ответственность только за прибор, а не за всю систему
отопления. В случае аварии специалист непосредственно на месте
должен составить акт: правильно ли обвязан радиатор, нет ли
нарушений технологии монтажа. Часто установку приборов выполняют
непрофессионалы, и может произойти завоздушивание. Были в
нашей практике и такие случаи, когда отопительные приборы
устанавливались без запорно-регулирующей арматуры, а такой
отопительный прибор отключить самостоятельно уже невозможно.
Чтобы в случае аварии возместить понесенные убытки, установку
отопительных приборов нужно доверить надежной сервисной организации,
а для централизованной системы отопления я бы даже посоветовал
обратиться не в фирму, а в ЖЭК, т.к. в любом случае установку
радиатора в квартире нужно согласовать с ним. Вообще, что
касается гарантии, то она состоит их трех составляющих: гарантии
на оборудование, которую несет фирма-поставщик (например,
в нашей фирме вся продукция без исключения застрахована и
если что-то случается, потребитель может быть уверен, что
получит компенсацию); гарантии правильности проектных работ;
гарантии на монтажные работы.
— Как правильно выбрать сервисную фирму? На что следует
обратить внимание, чтобы не попасть в руки непрофессионалов?
Фирмы даже называют предлагаемые услуги по-разному — сервисным,
техническим, послегарантийным обслуживанием и предлагают свои
условия договоров…
— Прежде всего, у профессиональной организации должна
быть лицензия — это главный гарант качества. Вообще, хорошо
заказывать монтаж и сервис там, где приобретаются сами приборы
отопления — это дополнительная гарантия того, что потребитель
получит квалифицированную услугу специалистов, ориентированных
на обслуживание именно этого оборудования. Важно и то, чтобы
при заключении договора клиент не просто расписывался, а внимательно
вчитывался в те бумаги, которые предлагает подписать организация.
Что касается цен, то монтажные и профилактические работы зависят
от сложности системы и объема выполняемых работ. Для ориентира,
полная профилактика радиаторов обходится порядка 100 у.е.
за точку, выезд специалиста и предварительный осмотр — около
50 у.е.
http://www.c-o-k.ru
|